Решения ISS в крупнейших транспортных проектах столицы

Московские центральные диаметры: комплексная система безопасности на базе платформы SecurOS

Московские центральные диаметры (МЦД) — новый вид общественного транспорта столицы России. Это целая сеть железнодорожных маршрутов, которые образуют линии наземного метро. 21 ноября 2019 года были запущены первые два маршрута общей протяженностью 132 км: МЦД-1 (28 станций) и МЦД-2 (38 станций). «Сквозные» маршруты пригородных поездов через центр города связывают столицу с областью.

Задачи

Эффективный контроль текущей ситуации на станциях МЦД и прилегающей территории, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №969.

Состав решения

  • Платформа видеоменеджмента SecurOS Enterprise
  • от 20 IP-камер на каждой станции (в зависимости от размера)
  • 100+ видеосерверов SecurOS и рабочих мест диспетчеров ПУ ОТБ
  • Видеоаналитический модуль распознавания лиц
  • Ситуационная видеоаналитика в составе детекторов: «запрещенная зона», «оставленные предметы», «движение в запрещенном направлении»
  • Сервисная аналитика: нетипичные изменения в сцене (затемнение, засветка, расфокусировка)
  • «Табло машиниста»

Описание решения

На каждой станции Московских диаметров развернута локальная система безопасности на базе интеграционной платформы SecurOS: установлены IP-камеры, видеосервер, организовано рабочее место оператора. Система видеомониторинга охватывает все зоны присутствия пассажиров: платформу, лестницы, входы и выходы, кассы, эскалаторы и турникеты, а также служебные и технические помещения. Своевременное обнаружение ситуаций, которые могут представлять угрозу безопасности пассажиров и инфраструктуры МЦД, обеспечивают детекторы ситуационной видеоаналитики: оставленный предмет, стерильная зона, движение в запрещенном направлении. Средства видеоаналитики позволяют выявлять противоправные действия и случаи нарушения общественного порядка. Обнаружить злоумышленников, объявленных в розыск, помогает система распознавания лиц.

Дополнительно реализован функционал «табло машиниста»: данные с четырех камер выводятся на монитор, установленный на каждой платформе. SecurOS позволяет машинисту прибывшего на станцию электропоезда визуально контролировать процесс посадки и высадки пассажиров.

ISS внедряет решения, в составе которых все продукты SecurOS и сервисы компании обеспечены действующими сертификатами и лицензиями по требованиям регуляторов, включая:

  • Соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности SecurOS функциональным свойствам ССОИ, согласно постановлению Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г., подтвержденное Сертификатом ФГУП «Защита ИнфоТранс».
  • Сертификация ФКУ НПО «СТиС» МВД России, что позволяет применять продукты ISS (SecurOS) на объектах транспортной инфраструктуры.

Информация с видеокамер поступает в пункты управления обеспечения транспортной безопасности (ПУ ОТБ), расположенные на каждой станции. Диспетчеры ПУ ОТБ осуществляют постоянный мониторинг и контроль оперативной ситуации, а в случае выявления ситуаций, которые могут стать угрозой безопасности, действуют согласно установленным регламентам. При необходимости записи с камер передаются в правоохранительные органы.

Видеоданные от ПУ ОТБ передаются в единый диспетчерский центр (ЕДЦ) Московского метрополитена, где в режиме реального времени можно видеть, что происходит на каждой станции МЦД. В ЕДЦ, открытый осенью 2019, стекаются данные о работе всех систем столичного метро, Московского центрального кольца (МЦК), а теперь и МЦД.

На базе SecurOS также функционирует система безопасности МЦК. Информация о реализованном проекте размещена в разделе «Опыт внедрений».

Операторы ЕДЦ, имея доступ к живому и архивному видео со всех камер шестидесяти шести станций, контролируют работу инфраструктуры Московских диаметров, в том числе получают информацию о текущем местонахождении конкретного поезда и о функционировании основных его инженерных систем, о проводимых на территории МЦД технических работах. Интеллектуальное видеонаблюдение позволяет повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и делает столичный транспорт еще более надежным для пассажиров.

Результаты внедрения

Значительное снижение количества инцидентов за счет работы детекторов ситуационной видеоаналитики, в автоматическом режиме фиксирующих случаи нарушения правопорядка, а также наличия доказательной базы – видеоархива. Это позволяет сотрудникам ПУ ОТБ принимать оперативные меры по недопущению или разрешению конфликтных или угрожающих безопасности ситуаций.

Выполненные работы

Специалисты ISS осуществляли поддержку проекта на каждом его этапе:

  • выполнили предпроектное обследование территории станций;
  • определили места установки камер для оптимальной работы детекторов ситуационной видеоаналитики;
  • обеспечили поставку оборудования и ПО SecurOS;
  • приняли участие в пусконаладочных работах и оказывали техническую поддержку.

Развитие проекта

На сегодняшний день Московские центральные диаметры являются крупнейшим транспортным проектом Москвы и Московской области. К имеющимся двум маршрутам в ближайшие годы добавятся еще три. Система безопасности на базе SecurOS будет масштабирована по мере развития МЦД и открытия новых станций.